Информационно-аналитическая справка по результатам исследования удовлетворенности потребителей качеством услуг на рынке услуг дошкольного образования в Хабаровском крае




ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система общего образования края в 2020 году развивалась в соответствии с основными задачами национальных проектов "Образование" и "Демография". Приоритетом в деятельности министерства на протяжении ряда лет остается обеспечение доступного и качественного образования. Удовлетворение потребности населения дошкольным образованием до 3 лет составляет 99,9%, от 3 до 7 лет – 100%. Охват услугами дошкольного образования от 1 года до 7 лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования увеличился до 79,9%.

В рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" завершено строительство детского сада в селе Гаровка-2 Хабаровского района на 110 мест, из которых 30 – для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Дошкольные образовательные организации являются активными участниками региональных и Всероссийских мероприятий.

В 2020 году в целях методического сопровождения специалистов органов местного самоуправления и педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций проведено четыре краевых модельных семинара. По итогам Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый детский сад 2019/2020" 15 детских садов г. Хабаровска вошли в ТОП-1000 лучших по стране.

Победителями Всероссийского смотра-конкурса "Достижения образования" признаны четыре детских сада г. Хабаровска и Николаевского района. Среди победителей Всероссийского смотра-конкурса "Детский сад года" – шесть детских садов г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Советско-Гаванского района. Детский сад № 202 г. Хабаровска признан победителем Всероссийского смотра-конкурса "Гордость отечественного образования". Еще пять детских садов г. Хабаровска стали "Лидерами Отрасли РФ 2020".


ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


В целях выявления, развития и распространения лучшего педагогиче-ского опыта в системе образования функционирует инновационная инфра-структура в сфере общего и дополнительного образования. Действует 31 краевая инновационная площадка, 13 краевых инноваци-онных комплексов, в которых участвуют 72 образовательные организации, 23 Центра трансфера технологий, 3 краевых центра компетенций, 14 педагогов-исследователей и 10 апробационных площадок.

В инновационном режиме работают 152 образовательные организации. С 01.09.2020 по ФГОС общего образования обучаются 97% школьников (2019/2020 – 93,5%). В условиях введения мер по недопущению распространения новой ко-ронавирусной инфекции, увеличением численности детей школьного возраста доля обучающихся, занимающихся в первую смену, составила 89,9% (план на 2020 год – не менее 84,8%).


Продолжена работа по созданию современных условий для обучения, обновлению образовательной среды. Развивается Хабаровская краевая сеть информационно-библиотечных центров, организованных на базе действующих школьных библиотек. В те-кущем году она включает 96 центров во все территориях. Для модернизации организационно-технологической инфраструктуры и обновления фондов школьных библиотек 83% от общего количества школьных библиотек/ИБЦ края подключены к электронным ресурсам библиотеки ЛитРес: Школа. В 297 школьных библиотеках/ИБЦ края открыт доступ к ресурсам "ЛитРес: Библиотека", в 158 школьных библиотеках/ИБЦ – к Национальной электронной библиотеке. В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2020 году на базе 42 школ, расположенных в сельской местности и малых городах края, 13 территорий края открыты центры цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей "Точка роста" (в 2019 году открыто 24 Центра в 17 муниципальных образованиях края). Все центры оснащены современным оборудованием. В крае функционируют три базовые школы под эгидой Российской академии наук, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий (лицей № 1 г. Комсомольска-на-Амуре, математический лицей и гимназия № 5 г. Хабаровска).

В целях усиления научного содержания образовательных программ, формирования у обучающихся проектных и исследовательских умений организовано сотрудничество данных школ с образовательными организациями высшего образования и региональными ресурсными центрами. В рамках реализации федерального проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" реализуется план совместных мероприятий министерства и отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций края на 2017–2021 годы.

Курс "Финансовая грамотность" преподается в 357 школах края (94,4%) для более 56 тысячи школьников (2019/2020 учебный год – 317 школ, 31,7 тыс. чел.). В 2020 году продолжена реализация краевого проекта "Эффективная школа". В каждом муниципальном образовании разработаны и функционируют программы/проекты по сопровождению школ с низкими результатами обучения, либо школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В данных организациях организовано методическое сопровождение педагогов, разработаны программы по повышению качества образования, закреплены школы-партнеры, демонстрирующие высокие образовательные результаты, реализующие эффективные педагогические практики.

В рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации детей из семей мигрантов в образовательных организациях Хабаровского края успешно реализуются проекты по обучению детей-ионофонов, слабо владеющих русским языком, социализации детей из семей мигрантов, методическому сопровождению педагогов, работающих в полиэтнической школе. В 2020/2021 году наблюдается значительный рост учащихся из семей мигрантов. В текущем учебном году в образовательных организациях края обучается 1 208 детей из семей иностранных граждан (2019/2020 учебный год – 946 детей), в том числе посещают детские сады 196 детей (2019/2020 учебный год – 90 детей), обучаются в школах 1 007 учащихся (2019/2020 учебный год – 856 человек). Право коренных народов на изучение родного языка и родной литературы в 2020 году реализуется в 30 общеобразовательных организациях 11 муниципальных районах края (в 2019 году – 32).

Родные языки коренных народов изучаются в качестве предмета – в 19 школах; через внеурочную деятельность – в 20. Общая численность обучающихся, изучающих родной язык в школах, составляет 2 530 человек. Одна из основных задач школы –создание пространства для самоопределения обучающихся. Мероприятия регионального проекта "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование", краевого проекта "Компас самоопределения" направлены на решение этой задачи. В 16 общеобразовательных организациях 11 территорий края учащимся предоставлена возможность профессионального обучения одновременно с получением среднего образования.

Организовано межведомственное взаимодействие с отраслевыми министерствами, предприятиями, заинтересованными в подготовке квалифицированных кадров: в 14 территориях края из 19 осуществляют свою деятельность 44 муниципальных образовательных кластера. В рамках реализации на территории края проекта "Билет в будущее" практические мероприятия вовлеченного и углубленного форматов на базе учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования прошли более 5 тысяч обучающихся 6-11 классов. Более 36 тысяч обучающихся 6-11 классов приняли участие во всероссийских открытых уроках на федеральном портале "ПроеКТОриЯ".

 С каждым годом возрастает востребованность у родителей в обучении детей в кадетских классах. На начало 2020/2021 учебного года действуют 330 кадетских классов (2019 г. – 317) для 8 453 (2019 г. – 8394) обучающихся на всех уровнях образования. Приоритетной остается задача по выявлению и поддержке одаренных детей, созданию условий для развития их способностей. Возросло число школьников в очных и дистанционных олимпиадах краевого и российского уровней. Школьники края (283 794 чел.) приняли участие в 139 олимпиадах (2018/2019 учебный год – 283 777 чел., 132 олимпиады). Лауреатами данных олимпиад признаны 18 101 человек (2018/2019 учебный год – 17 198 человек).

В 2020 году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – ВСОШ) приняли участие 1118 школьника по 22 общеобразовательным предметам из 18 городских округов, что на 234 человека больше, чем в 2019 году. Количество победителей и призеров составляет 254 человека (2019 год – 214 человек). 8 выпускников края признаны призерами заключительного этапа ВСОШ.


КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На начало 2020/2021 учебного года в крае обучается 11 469 школьников с ограниченными возможностями здоровья или 7,2%а от общего числа школьников. Из них 8 197 детей обучаются в массовых школах и 3 272 – в 19 краевых государственных общеобразовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – коррекционные учреждения). 70% коррекционных учреждений вошли в инновационную инфра-структуру края по актуальным направлениям деятельности, Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помо-щи работает в качестве федеральной инновационной площадки.

 Апробированы примерные адаптированные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – примерные АОП). Результатом работы площадок стали примерные АОП, которые размещены на сайте краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт развития образования" (далее – ХК ИРО), вошли в методический сборник рабочих программ.


Продолжена апробация примерных АОП для обучающихся шестых классов. Осуществлен переход обучающихся пятых классов с адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования на адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования. Для отработки новых технологий обучения определены 19 краевых и 64 муниципальных центров инклюзивного образования (далее – КРЦ, МРЦ соответственно). Велась работа по сопровождению, координации и интеграции, деятельности КЦР, МРЦ и опорных школ, осуществляющих практику инклюзивного образования, их нормативно-правовому обеспечению. Уделено внимание повышению квалификации специалистов в рамках курсовой подготовки (по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации более 700 педагогических работников) и в межкурсовой период. Проведено 12 методических событий с общим участием более 600 педагогов из 19 районов края, в том числе краевой модельный семинар "Ресурсное обеспечение сопровождения инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью".


В рамках сетевого проекта "Учимся вместе "Р2Р" проведено 23 методических события для педагогов по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях электронного образования с применением дистанционных технологий, представлены лучшие практики. Проведены пять региональных конкурсов профессионального мастерства с общим числом участников 67 чел., три конкурса среди образовательных организаций с участием 56 учреждений. В заочном этапе III Всероссийского конкурса "Учитель-дефектолог России-2020" Хабаровский край был представлен работой Учускиной Н.А., педагога школы-интерната № 1 г. для глухих детей. Призером IV Всероссийского конкурса "Школа – территория здоровья" в номинации "Лучшая здоровьесберегающая школа" стала школа-интернат № 10, реализующая АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. С 753 до 869 человек возросло число детей дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями в развитии (зрения, слуха, расстройством аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), находящихся на комплексном сопровождении в краевых центрах, структурных подразделениях краевых коррекционных учреждений. Развитие психолого-педагогической службы в системе образования края осуществляется на основе утвержденной Концепции и плана ее реализации. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную работу с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в системе общего образования осуществляют 855 узких специалистов, в том числе 193 учителей-логопедов, 92 учителя-дефектолога, 311 педагогов-психологов, 172 социальных педагога, 63 тьютора, 24 ассистента. На базе 19 коррекционных учреждений и КГАНОУ "Псилогия" рабо-тают службы ранней помощи, 15 из которых оснащены современным реабилитационным и игровым оборудованием за счет средств федерального и краевого бюджетов на общую сумму более 13 млн. рублей по краевой подпрограмме реабилитации и абилитации детей-инвалидов государственной программы" Доступная среда Хабаровского края". За три года в психолого-медико-педагогических комиссиях установлена нуждаемость для 139 детей от 0 до 3 лет. Разработаны и реализуются 119 индивидуальных программ ранней помощи. В рамках регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" в крае проводится работа по повышению компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей.

Всего в 2020 году оказано 27,5 тысяч консультаций родителям детей от 0 до 18 лет, в том числе 10 тысяч консультаций КГАНОУ "Псилогия" за счет средств гранта. В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" нацпроекта "Образование" по мероприятию поддержка образования детей с ОВЗ на базе двух коррекционных учреждений (школа-интернат № 1, 2) от-крыты центры профессиональных компетенций для ребят с ОВЗ.

В учреждениях оснащены новым технологическим оборудованием трудовые мастерские, кабинеты психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы на сумму 15,6 млн. рублей. В конкурсное движение Абилимпикс вовлечены более 13 процентов общеобразовательных школ края и 100 процентов учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. До 71 чел. возросло число участников регионального этапа конкурса, с 5 до 14 увеличилось количество компетенций, доступных детям с ОВЗ. Одну серебряную и одну бронзовую медали завоевали школьники в VI Национальном Чемпионате 2020 года в компетенциях художественный дизайн, резьба по дереву. С целью социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов с ум-ственной отсталостью с помощью средств физической культуры и спорта в крае развивается движение Специальной Олимпиады России.

В этом году проведено 9 краевых соревнований с общим охватом более 800 участников, в том числе соревнования по юнифайд спорту, где на ряду с атлетами (спортсменами с инвалидностью) выступают партнеры (спортсмены без ограничений в здоровье). Результатом реализации дополнительных программ стала победа детей с нарушением слуха на Всероссийском фестивале "Как взмах крыла" в номинации "Жестовое пение", очное участие обучающихся с нарушением слуха в Международном благотворительном фестивале "Белая трость" в Дальневосточном федеральном округе, а также участие незрячих детей на гала-концерте в Государственном Кремлевском Дворце; в международном детско-юношеском фестивале-конкурсе незрячих музыкантов-исполнителей в г. Курск, во Всероссийском конкурсе молодых музыкантов в г. Москва, 8 победителей и 8 призеров в различных номинациях Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества с международным участием, в том числе среди детей с ОВЗ.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В 2020 году охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил более 153,1 тыс. детей или 78% (план – 78%% общероссийский показатель – 75%). Отраслевая сеть организаций дополнительного образования края в сравнении с прошлым годом уменьшилась на одну и составляет 56 организаций. Изменяется отраслевая принадлежность муниципальной детско-юношеской школы г. Вяземского. Два года в крае реализуется региональный проект "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование", основными задачами которого является создание доступных и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 процентов. Особое внимание региональная система дополнительного образования детей уделяет инженерному образованию, техническому творчеству, а также программам эколого-биологического профиля. Доля детей края, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественно-научной направленностей, на конец 2020 года составила 14,6 процента.


Значительно снизился показатель в г. Хабаровске, Бикинском, Ванинском, Нанайском, Охотском, Тугуро-Чумиканском районах края. Продолжается работа по развитию сети образовательных организаций, реализующих программы нового поколения, направленные на развитие техносферы дополнительного образования, развивается инфраструктура дополнительного образования. За два года реализации национального проекта "Образование" Хабаровский край стал победителем конкурсных отборов на общую сумму 146,5 млн. рублей (субсидии на внедрение целевой модели дополнительного образования, открытие четырех центров цифрового образования детей "IT-куб", детского технопарка "Кванториум", создание новых мест дополнительного образования).

Четыре года в г. Комсомольске-на-Амуре функционирует детский тех-нопарк "Кванториум", в котором обучается более 1 тыс. детей ежегодно и более 50 тыс. человек охвачены его деятельностью. Воспитанники технопарка – победители и призеры всероссийских мероприятий в области научно-технической деятельности. Второй Кванториум открыт в г. Хабаровске на базе краевого центра образования. Также на базе центра начал работу второй в крае Центр цифрового образования детей "IT-куб". Задача Центра – обучение детей навыкам и компетенциям в сфере информационных технологий. Продолжается внедрение системы персонифицированного дополни-тельного образования. В рамках системы на рынок услуг активно привлека-ются социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства (в реестре поставщиков образовательных услуг таких организаций 45).

Функционирует Портал персонифицированного финансирования Хабаровского края (https://27.pfdo.ru) и общедоступный Навигатор дополнительного образования. В Навигаторе зарегистрировано 675 организаций. С нового учебного года в Ванинском муниципальном районе начал работать Центр по реализации программ дополнительного образования технической направленности – структурное подразделение школы № 4 рабочего поселка Ванино. В школе отремонтированы 6 кабинетов и 2 лаборантские на сумму 3,74 млн. руб., установлена часть нового оборудования на сумму 55 млн. рублей. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка.

 Министерством образования и науки Хабаровского края разработана ведомственная программа воспитания и социализации в образовательных организациях Хабаровского края, включающая в себя образовательные модули, план мероприятий, показатели и ре-зультаты деятельности. В сентябре 2021 года во всех школах края должна быть внедрена примерная программа воспитания и социализации обучающихся с учетом муниципальных и ведомственной программ воспитания. Важным профилактическим мероприятием в сфере воспитания являет-ся вовлечение детей в общественно-полезные объединения.

В крае активно развивается Российское движение школьников (далее – РДШ). В 2020 году создано восемь местных отделений: г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский, Ванинский, Амурский, Солнечный Советско-Гаванский, Вяземский муниципальный районы. Количество первичных организаций составляет – 71, что превышает показатель, установленный для региона Координационным Советом РДШ. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации создан региональный ресурсный центр по развитию РДШ на базе краевого детского центра "Созвездие" Центр призван осуществлять информационное, методическое и организационное сопровождение инновационных воспитательных и образовательных программ.

Впервые на территории России прошел Всероссийский конкурс для школьников "Большая перемена". Полуфинал конкурса организован мини-стерством и региональным отделением "РДШ" на базе краевого детского центра "Созвездие" с 26 сентября по 05 октября 2020 года. В полуфинале конкурса приняли участие делегации всех субъектов Дальневосточного федерального округа (326 участников, в том числе 58 – из Хабаровского края). По итогам конкурсных мероприятий 10 школьников Хабаровского края стали участниками финала Всероссийского конкурса "Большая перемена", которой прошел с 31 октября по 05 ноября 2020 года в Международном детском центре "Артек".

Четыре школьника из г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского и им. Лазо районов вошли в число победителей. Комплексная работа по реализации направлений в сфере воспитания, а также расширение спектра профилактический мероприятий для несовершен-нолетних положительно отражается на динамике основных показателей: - на 16 процентов сократилось количество несовершеннолетних, со-вершивших преступления (2020 г. – 216 чел.; 2019 г. – 257 чел.); - на 0,6 процента увеличился охват системой дополнительного образования несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете (внутришкольный, ПДН). - на 6 процентов увеличилось количество муниципальных обучающих семинаров по проблемам профилактики (2020 г. – 52; 2019 – 49); - на 46 процентов увеличилось количество образовательных организаций, на базе которых созданы экспериментальные площадки по проблемам профилактики (2020 – 19; 2019 г. – 13); - на 82 процента увеличилось количество социальных гостиных (2020 г. – 31; 2019 г. – 17).

 Наибольшее количество социальных гостиных функционирует в Комсомольском муниципальном районе (13), Хабаровском муниципальном районе (5), г. Комсомольске-на-Амуре (5).


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система профессионального образования представлена 45 организациями с контингентом около 77,4 тыс. обучающихся, из них: - 29 профессиональных образовательных организаций с контингентом 31,8 тыс. человек (в т.ч. по программам подготовки специалистов среднего звена – 24,7 тыс. человек; квалифицированных рабочих и служащих – 7,1); - 16 вузов с контингентом 45,6 тыс. человек (в т.ч. по программам высшего образования – 40,7 тыс. человек; по программам среднего профобразования – 4,8).

В профорганизациях работает 9,1 тыс. человек, 43,9 процента из которых – педагоги. В научно-образовательном секторе занято 2,2 тыс. работников, в т.ч. 265 докторов и 1 242 кандидата наук. В системе СПО работают 1,8 тыс. педагогов, из них в возрасте до 35 лет – 22 процента. Средний возраст – 46,7 лет. Более 55 процентов в 2020 году повысили квалификацию. В 2020 году в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства обучение прошли 23 специалиста предприятий и организаций авиа и судостроения, энергетики и транспорта, медицины и образования.

Общий объем финансирования программы составил 1,5 млн. рублей. Подготовка кадров осуществляется по 125 специальностям высшего, 128 специальностям и 66 профессиям среднего профобразования, 23 рабочим профессиям для инвалидов и лиц с ОВЗ. Действуют Межрегиональный центр компетенций для подготовки кадров в области промышленных и инженерных технологий по стандартам Ворлдскиллс, 5 специализированных центров компетенций, аккредитованных Союзом Ворлдскиллс, 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций, 3 базовые профессиональные организации, 12 учебно-производственных кластеров, 58 центров сдачи демонстрационного экзамена, открыты центры сертификации квалификаций и содействия трудоустройству выпускников. В целях создания в крае конкурентоспособной системы среднего про-фессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифи-цированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями реализуется комплекс мер, направленный на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2020 – 2024 гг.

Выстроена профориентационная работа. Разработан и распространен по всем школам и профессиональным образовательным организациям края сборник "ПрофНавигатор 2020", содержащий информацию о наиболее пер-спективных и востребованных профессиях в крае с учетом приоритетных направлений развития, о реализуемых и планируемых инвестиционных про-ектах, о профессиональных образовательных организациях, о крупных работодателях. В октябре 2020 года в Хабаровском крае в онлайн-формате организована всероссийская акция "Неделя без турникетов".

Запущен портал "Неделя без турникетов". На ресурсе более 400 студентов техникумов, колледжей, школьников смогли познакомиться с деятельностью предприятий края, посетили виртуальные экскурсии, узнали о ключевых отраслях экономики края. В рамках проекта "Билет в будущее" через мероприятия ознакомительного характера на базе учреждений СПО прошли 16 тыс. школьников, из них более 10 тыс. прошли тестирование. Проведены выезды специализированного профориентационного автобуса "Мечтай! Выбирай! Поступай!" в 7 муниципальных образований с вовлечением в занятия на установленном в автобусе оборудовании более 4,5 тыс. школьников.

В ноябре 2020 года открылся профориентационный портал "Профиполис27". Профориентационная платформа предоставляет возможность испытать профессиональные пробы, посетить мастер-классы от партнеров, пройти профориентационные тесты, получить ответы от квалифицированных психологов по выбору профессии и интерактивный мастер-класс по написанию резюме, поучаствовать в профориентационных играх. Одной из основных задач остается формирование объективного про-гноза потребности в рабочих кадрах и специалистах среднего звена.

Объемы контрольных цифр приема сохраняются в течение трех лет и составляют более 8 тыс. бюджетных мест (очно / заочно). Более чем в 86 процентах техникумов ведется обучение по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50. В 2020 году выпуск специалистов и рабочих кадров составил 16,1 тыс. человек, в том числе по профессиям и специальностям СПО – 6,8 тыс. человек. На 1,2% увеличилось количество выпускников очной формы, трудо-устроившихся в течение первого года после выпуска (2020 год – 78,5 процента; 2019 год – 77,3 процента). Приоритетом в деятельности системы СПО является обеспечение качества подготовки специалистов. В 2020 году в 21 профессиональной образовательной организации проведен демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс по 33 компетенциям (2019 год – 23 / 23) для 899 студентов. По результатам государственной итоговой аттестации 85 процентов выпускников (2019 год – 83,9 процента) по программам СПО получили оценки "хорошо" и "отлично", из них 13 процентов − дипломы "с отличием" (2019 год – 13процентов). Процедуру профессионально-общественной аккредитации в отраслевых общественных объединениях работодателей прошли 12 организаций (2019 год – 12) по 47 профессиональным образовательным программам (2019 год – 39).

Продолжает работу система независимой оценки квалификаций выпускников: в 2020 году сертификаты получили около 1,2 тыс. человек / 20,6 процента от выпуска очного отделения (2019 год – 1,9 тыс. чел. / 32,5 процента). В 2020 году в рамках регионального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" три техникума и колледжа края (Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса, Хабаровский пе-дагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, Хабаровский промышленно-экономический техникум) получили гранты на создание 14 современных мастерских. Согласно плану социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, в 2020 году в двух профессиональных образовательных учреждениях Ванино-Советско-Гаванского промышленного транспортного узла созданы 10 современных мастерских и лабораторий по 6 направлениям подготовки (на общую сумму 50 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 49,5 млн. рублей). В системе СПО обучается 976 инвалидов и лиц с ОВЗ.

Безбарьерная среда сформирована в 9 (36 процентов) подведомственных организациях. По результатам работы базовых профессиональных образовательных организаций край выиграл конкурс на предоставление из федерального бюджета в 2021 году 21,04 млн. рублей на развитие региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и 5,46 млн. рублей – ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Повышение квалификации и переподготовка граждан проводятся по 387 программам дополнительного профобразования и 166 программам профессионального обучения, востребованным на рынке труда, сроком от 1 до 9 месяцев.

Создана необходимая материально-техническая база, сформирован квалифицированный педагогический состав. Краткосрочную подготовку прошли 103,1 тыс. человек, в том числе граждане предпенсионного возраста (148 человек по 13 компетенциям по соглашениям с Агентством профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы"). С сентября 2020 года совместно с Союзом "Агентство развития про-фессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" в крае реализована федеральная Программа организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, которая позволила согласно выделенной квоты за счет средств федерального бюджета обучить для дальнейшего трудоустройства 1 500 чел. из числа ищущих работу граждан, лиц, находящихся под риском увольнения, и выпускников образовательных организаций текущего года по 28 профессиям и специальностям, востребованным в Хабаровском крае. С 2020 года в целях обеспечения подготовки высококвалифицирован-ных кадров для цифровой экономики в крае реализуется региональный про-ект "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Обучено 4,6 тыс. выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики (152 процента целевого показателя) и 4,7 тыс. специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования (100 процентов от плана). Проведены региональные этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по 4 укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования, краевая олимпиада по дисциплине "Экономика отрасли", охватывающих 8 специальностей (6 процентов от общего количества специальностей, реализуемых в крае). Участниками стали 95 студентов; победителями и призерами – 18. Доля профессиональных образовательных организаций, участвующих в региональном этапе Всероссийской олимпиады, составила 96%. В сентябре сборная края выступила в Финале VIII Национального чемпионата "Молодые профессионалы" по 12 компетенциям основной возрастной категории (14 участников), 1 компетенции возрастной категории 14-16 Юниоры (1 участник) и была отмечена 7 наградами (две бронзовые медали и пять медальонов за профессионализм). В Финале III Национального чемпионата "Навыки мудрых 2020" кон-курсант сборной Хабаровского края завоевал медальон за профессионализм.

В перечень ТОП-100 лучших образовательных организаций движения "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" вошли Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций), Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий, Хабаровский технологический колледж. В октябре состоялся Чемпионат Хабаровского края "Абилимпикс", в котором по 30 компетенциям соревновались 189 конкурсантов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. По итогам участия в VI Национальном чемпионате "Абилимпикс" у команды Хабаровского края семь медалей в соревновательных компетенциях (четыре серебряные и три бронзовые), два участника стали призерами. В общекомандном медальном зачете сборная Хабаровского края заняла 11 место.

В рейтинге ресурсных учебно-методических центров по обучению ин-валидов и лиц с ОВЗ Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса завоевал 3 место в Российской Федерации и отмечен как "Лучшая практика 2020 года". Хабаровский промышленно-экономический техникум вошел в десятку лучших базовых профессиональных образовательных организаций по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (9 место из 110 организаций). В 2020 году в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Союзом "Ворлдскиллс Россия" и Правительством края продолжено внедре-ние Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста для предприятий машиностроения, лесной и угольной промышленности, металлургии, нефтепереработки, горнодобывающего комплекса, информационных технологий и связи, агропромышленного комплекса, общественного питания по 17 компетенциям, проведен ряд мероприятий в качестве наставника для регионов ДФО, приступивших впервые к внедрению проекта.