Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


 №                          Наименование Дата и номер                                           Обзор
     1.  Приказ Минпросвещения России от 21.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 21.03.2021
№ 115
     Вступает в силу 1 сентября 2021 года. Устанавливается новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
     2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" 28.01.2021
№ 2
Требования к организации образовательного процесса: продолжительность учебных занятий, продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки, учебная нагрузка ч/ неделю и др.
     3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» 28.09.2020
№ 28
Признан утратившим силу ряд актов, в том числе СанПиН от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразвательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
     4. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»   06.08.2020 № Р-75 Утверждено примерное Положение об оказании логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). 
     5. Приказ Минпросвещения России от 02.08.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  02.08.2020
№ 458
Утвержден Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
     6.  Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» 31.07.2020
№ 373
 Приведены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную, комбинированную (инклюзивноое обучение детей с ОВЗ) направленность.
        7. Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»  15.05.2020 г. № 236 Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) ребенка и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
     8. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»   09.09.2019 № Р-93 Даны разъяснения о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) образовательной организации, конкретизированы организация и режим деятельности ППк, процедура и продолжительность обследования, содержание рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, дан перечень документации и формы протоколов заседания ППк.
     9.  Письмо Министерства Просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС-1391/07 «Об Организации образования учащихся на дому» 13.06.2019 № ТС-1391/07 Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих образовательные программы на дому.
    10. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» 20.02.2019 № ТС-551/07  Даны разъяснения по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Конкретизированы статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам, особенности их деятельности, порядок введения в штатное расписание должностей «тьютор», «ассистент (помощник)».
    11. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 09.11.2018
№ 196
 Установлен Порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Закреплено, на что должна быть направлена такая деятельность. Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ определяется учебным заведением. Отдельное внимание уделено обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    12. Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР» 15.03.2018 № ТС-728/07 Разъяснены отличия учебных планов адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальных учебных планов специальных индивидуальных программ развития (СИПР), разрабатываемых в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учётом адаптированной основной образовательной программы (вариант 2).
    13. Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью» 11.08.2016
ВК-1788/07
Даны разъяснения по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации образовательной деятельности образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы.
    14. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» 31.12.2015
№ 1577
Установлено, что должны отражать личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы для лиц с ОВЗ (глухих, слабослышащих, позднооглохших, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра). Прописано освоение альтернативных средств коммуникации лицами с ограниченными возможностями.
    15. Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» 09.11.2015
№ 1309
Определён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идёт об оказании необходимой помощи.
    16. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 19.12.2014
№ 1598
Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 
    17. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 19.12.2014
№ 1599
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    18.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
17.10.2013 
№ 1155
В стандарте учитываются индивидуальные потребности детей с ОВЗ, определяющие особые условия получения ими образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
    19.  Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» 14.10.2013
№ 1145
Определены правила выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
    20. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» 20.09.2013
№ 1082
Комиссия создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер. Для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребёнка.